Close
У вас есть вопросы? Напишите нам ;)
Нажимая на кнопку «отправить», вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных.

Никто никого не убьет

О трендах в интернет-маркетинге рассказывает генеральный директор компании Paramon Digital Евгений Сайкин
Что нового происходит в цифровом мире? Масса всего! Развитие digital-технологий протекает настолько бурно, что стоит зазеваться, созерцая себя любимого, как мир вокруг меняется до неузнаваемости. Каждый день нужно жить по-новому, ощущая пульс времени, меняя свой образ жизни и стиль в бизнесе. О новинках, трендах и Интернет-вызовах – наш разговор с Евгением Сайкиным.
- Paramon Digital – это правопреемник той компании, которая когда-то прославилась на всю страну изданием журнала «Выбирай»?
- Не совсем так. Была медиагруппа Paramon, в её сферу входила издательская деятельность, производство рекламы и организация ивентов. Сейчас осталось Интернет-издательство, его работа – это сайт Kursdela.biz, сайт Vibirai.ru, мобильные приложения. И есть агентство Paramon Digital, которое занимается продвижением бизнеса в Интернете, то есть интернет-маркетингом.

- Хотелось бы услышать твою версию, что это такое – интернет-маркетинг и каково его будущее?
- Начну с того, что есть просто понятие – «маркетинг» и было бы неправильно делить его на «интернет» или «неинтернет». Тем не менее, в общей маркетинговой концепции у каждой компании существуют разные каналы, от традиционных оффлайновых историй до каналов, которые можно использовать в сети Интернет. И это не только уже привычная контекстная и медийная реклама, или реклама в социальных сетях. Есть гораздо больше инструментов, с которыми можно и нужно работать для достижения тех или иных маркетинговых задач, стоящих перед компанией.

- 2018-й подходит к концу, и самое время подвести его итоги. Что скажешь?
- В этом году мы открыли третий офис Paramon Digital – в Красноярске, первые два, соответственно, находятся в Челябинске и в Москве. Важный для нас успех – это подписанный прямой контракт с VK, теперь мы имеем с ними агентский договор, доверие такой авторитетной социальной сети многое значит. Еще мы расширили пул клиентов, пул тематик, по которым работаем. Если раньше успешнее всего получалось сотрудничать с банками, стоматологическими клиниками и автодилерами, то теперь активно пошла работа с компаниями В2В, которым нужно помочь продвигать более сложные услуги. Неплохо работаем и с розничными компаниями, продвигающими свои услуги через Интернет. Расширяя клиентские сегменты, мы расширяем собственный кругозор и накапливаем ценный дополнительный опыт.

- А что за слухи о том, что Paramon Digital продвигает в Сети ресторан в Испании, причем для китайской аудитории?
- Многие в Челябинске знают и помнят ресторатора Дмитрия Модестова, который в свое время открывал здесь ресторан «Базилио», а последние несколько лет живет в Испании. Там у него работает заведение Такатак Bar, а мы, действительно, занимаемся его продвижением. На разные целевые аудитории. Которые либо находятся в городе Сан-Себастьян (где собственно функционирует ресторан), либо живут неподалеку, либо планируют в этот город приехать на отдых из соседних стран. Этот курорт – популярное место и среди французов, и среди китайцев, и среди американцев, для каждого из этих сегментов в Интернете нужно проводить отдельные кампании. Чем мы и занимались весь этот сезон и будем продолжать в следующем. Опыт работы для китайцев интересен чрезвычайно. В Поднебесной масса своих сетевых особенностей, например, там запрещены Фейсбук и Инстаграм и никто не знает про Вконтакте, у китайцев свои социальные сети, в которых они сидят. В Китае и Гугл-то – редкость, то есть традиционные Интернет-каналы вообще там не работают. Пришлось разбираться в местной специфике, что мы успешно проделали.

- Женя, а лично у тебя социальные сети с чего начинались?
- Как и у большинства моих ровесников, я зарегистрировал свои аккаунты в едва появившихся Одноклассниках и в ВК, потом был ФБ и Инстаграм. Это если говорить обо мне, как о рядовом пользователе. А бизнес в соцсетях начался для меня в 2015 году, когда мы организовали и провели там первую рекламную кампанию.

- Сильно изменились соцсети за прошедшее с того момента время?
- Да. Раньше существовало больше бесплатных инструментов, ленты являлись «хронологическими», а не «умными». Фирмам можно было без особых ухищрений, что называется «вести» в соцсетях свою страничку, бесплатно имея приличный охват по аудитории. Теперь такая ситуация прекратилась, реальный охват поста среди подписчиков не превышает 8-10 процентов. То есть даже если у тебя 5000 друзей, то твой пост увидят максимум 500 человек. Хочешь, чтобы его увидели хотя бы вдвое больше – плати деньги соцсетям, которые стали не только «умными», но и жадными. И это нормально! Инструменты продвижения теперь платные, зато их набор увеличился в разы. Значительно расширились возможности по таргетингу, то есть попаданию постом в ту целевую аудитории, которая нужна. Появились новые форматы рекламы связанные с видео, «карусели», «сторис» и прочие интересные вещи. Социальные сети сегодня, это один из самых богатых инструментариев для продвижения бизнеса вообще.

- Социальные сети убьют наружную рекламу?
- Я бы не применял столь категоричную формулировку по прогнозированию будущего развития рекламы. Скорее всё идет к объединению различных рекламных технологий. Будет так называемый О2О, то есть «офлайн ту онлайн» и наоборот. Сейчас щиты с наружной рекламой всё чаще становятся электронными, а значит на них распространяются все те возможности, которые есть в Интернет-маркетинге. То есть диджитал-инструменты и «наружка» объединяются в некую общую историю, в единую экосистему, где можно будет настраивать комплексные рекламные кампании, которые одновременно запускаются и в Интернете, и в наружке, и по телевизору, и по радио, а управляется всё это из одного кабинета.

- А смартфоны прибьют десктопы?
- Не думаю. Преимущество смартфона в его мобильности, но при этом на нем неудобно делать те вещи, для которых как раз отлично подходит десктоп. Оба аппарата не конфликтуют друг с другом, ведь имея один аккаунт, ты связываешь свои рабочие столы и все сервисы, и пользуешься и десктопом, и смартфоном. А вот планшетам приходится всё сложнее и сложнее, на мой взгляд, это тупиковая ветвь развития, каким оказался в свое время пейджер. В российском сегменте Интернета всего 4 процента пользуется планшетами.
- В свое время «Выбирай» был безумно популярен. А вот уже полтора года, как его с нами нет. Тяжело дался переход из бумажной версии в цифру?
- Непросто дался. Так-то случилась революция, в ходе которой пришлось многое поменять и переосмыслить. Но какой-то тоски по бумажной эпохи у меня нет, «Выбирай» по-прежнему существует, в цифровом формате у него многомиллионная аудитория.

- За челябинским сегментом соцсетей ты следишь?
- Не особенно, в ленту мне попадают те, кто много пишет. Илья Коноплев, например. На какие-то аккаунты отдельных людей специально мне заходить просто некогда, для этого у меня есть Телеграмм с двумя-тремя десятками каналов, на которые я подписан. Их я с утра и просматриваю. И Фидли использую, весьма удобный агрегатор новостей по темам, которые меня волнуют: новости, реклама, маркетинг, диджитал, стартапы. Читаю заголовки и, если что-то заинтересовало – кликаю и читаю. Это очень экономит время и позволяет не засорять голову лишней и ненужной информацией.

- Из двадцати каналов в Телеграме есть челябинские?
- Нет. Хотя я до сих пор считаю себя челябинцем, пусть уже несколько лет и живу в Москве. Наш город в вопросах диджитал-развития достаточно продвинутый, в этой сфере на Южном Урале трудится немало профессионалов. Если Бог создал людей разными, но в 19-м веке полковник Кольт всех уравнял, то в 21-м веке еще раз всех уравнял Интернет. Если раньше, чтобы стать крутым специалистом, неважно в какой сфере, нужно было однозначно ехать в Москву, то сегодня онлайн-образование уравняло шансы. И я живу в столице потому что нужно было запускать столичный офис. А во-вторых, я много летаю по стране, а из Москвы делать это намного удобнее, тот же путь из Челябинска в Красноярск все равно приходиться делать с пересадкой в Москве.

- Что интересного ждет диджитал-сферу и Интернет-маркетинг в ближайшие пару лет?
- Еще большее развитие в Интернете получит торговля. Уже в 2018 году оборот торговли в соцсетях в России достиг суммы в 600 миллиардов рублей. И если компания не продает через соцсети и мессенджеры, то она будет выглядеть просто архаичной. Уверен, нас ждет много интересных сюрпризов и открытий, связанных с голосовыми помощниками. Колонка «Алисы» от Яндекса, которая устанавливается в квартире, ответит вам на вопрос о погоде, поможет заказать такси или пиццу. Первыми такую систему еще несколько лет назад начал внедрять Амазон со своим голосовым помощником Алексой. Мы все, как пользователи смартфонов, знаем историю с магической фразой «Окей, Гугл». На днях МэйлРу анонсировал конкурента Алисы – Марусю. Искусственный интеллект перестает быть игрушкой, голосовой помощник и колонка станет просто частью повседневной жизни. Впрочем, как и роботы, которые уже сейчас способны заняться подбором кадров на порядок эффективнее, чем любой «живой» HR-специалист. Человек за день свяжется с 30-40 людьми, приглашая их на собеседование, а робот за минуту обзвонит 10 000 потенциальных соискателей, пообщается с ними, проведет предварительное интервью и даже скайп-сессию. А «эйчару» вручит «выжимку» из пяти подходящих кандидатов, прошедших все этапы предварительного собеседования. Роботы могут продавать: и через Интернет, как чат-бот, и через телефонный звонок. И ты купишь у него, даже не поняв, что говорил с роботом. Новинки представят и соцсети. Например, ВК запускает возможность публикации рекламного поста, не привязанного к какой-либо конкретной странице. Интересную новинку представил Яндекс – это алгоритм Андромеда, полностью меняющий сам принцип поиска, сразу после запроса предоставляющий пользователю прямые ответы. Искусственный интеллект, в корне может изменить весь процесс СЕО-продвижения. По старинке работать больше не получится.